DaimlerChrysler: слияние или поглощение?


Тело статьи:

В 1998 году Daimler-Benz и Chrysler Corporation связали себя узами брака. Недавно созданный конгломерат DaimlerChrysler [DCX] рекламировался в деловом мире как слияние равных, при котором обе компании сохраняют свою уникальную и индивидуальную идентичность. Вскоре после слияния период медового месяца резко закончился и началась злоба. Диаметрально противоположные управленческие и культурные различия способствовали возникновению глубоких разногласий, которые едва не разрушили новые отношения. Сегодня все сильно отличается от того, что было в 1998 году; однако еще неизвестно, переживет ли долгосрочное партнерство между немецкими и американскими автопроизводителями глубокое взаимное недоверие, преобладавшее в течение стольких лет.


Изменение мирового автомобильного рынка в последнее десятилетие 20-го века ознаменовало конец существования небольших независимых автопроизводителей. Несмотря на довольно большой размер, Chrysler Corporation, которая почти исчезла в начале 1980-х годов, снова приближалась к кризисной точке: быстро меняющийся рынок означал, что потребуются большие суммы наличных денег, чтобы поддерживать свою продуктовую линейку в актуальном состоянии, а также вывести свой продукт на развивающиеся и прибыльные новые рынки. В отличие от начала 1980-х годов, когда федеральное правительство США вмешалось с столь необходимыми наличными деньгами, на этот раз не ожидалось ни одного представителя правительства. Для Chrysler долгосрочная стратегия настойчиво предполагала, что автопроизводитель должен быть приобретен, чтобы выжить. В дело вступил Daimler-Benz.


Сначала слияние было воспринято как сделка века. Объединение автопроизводителей примерно одинакового размера быстро стало пятым по величине автопроизводителем в мире. Объединив немецкое машиностроение (главным бизнесом был Mercedes) и североамериканский маркетинг (линейка Jeep и минивэны Chrysler были самой большой привлекательностью), многие предполагали, что новая компания быстро захватит большую долю мирового рынка. К сожалению, сон чуть не затопили по следующим причинам:


<b>Американский президент Chrysler Group Джим Холден был заменен назначенным немцем Дитером Цетше.</b> Это изменение произошло, когда Chrysler испытывал трудности на рынке; дополнительный высокопоставленный американский персонал также уехал, и его заменили немецкие руководители. Некоторые считали, что немцы навязывают свою волю американцам.


<b>Акционер-миллиардер Кирк Керкорян</b>, владевший 36 миллионами акций Chrysler до слияния, а теперь владеющий значительным количеством акций DCX, подал иск в 2000 году, утверждая, что некоторые должностные лица Daimler-Benz совершили «мошенничество и обман». в организации слияния.


<b>Масла в огонь подлило закрытие бренда Plymouth.</b> Уже подозревая немецкие намерения и прекрасно зная, что «слияние равных» на самом деле было приобретением Chrysler компанией Daimler-Benz. , окончание бренда Plymouth усилило опасения, что Chrysler Group отойдет на второй план.


К счастью, время немного уменьшило трения, и Chrysler Group [определяемая как часть DaimlerChrysler, которая когда-то была Chrysler Corporation] выиграла от слияния несколькими способами, в том числе:


<b>Новые продукты, вдохновленные Mercedes.</b> Chrysler Crossfire был первым из нескольких новых продуктов, вдохновленных Mercedes, которые попали в Chrysler Group. Сделанный в Германии, Crossfire, по сути, представляет собой родстер Mercedes с новым брендом, модель, которой никогда не было у топового подразделения Chrysler.


<b>Укрепление имени Dodge.</b> Подразделение Dodge, уже зарекомендовавшее себя достойно, получило несколько моделей, вдохновленных Mercedes M-класса, включая Magnum и Charger. Viper был переделан, грузовики Ram обновлены, а Neon находится в процессе замены. Доля рынка Dodge увеличивается даже перед лицом сильной иностранной конкуренции.


<b>Свежая кровь для Jeep.</b> Совершенно новый 7-местный Commander вышел на улицы, и планируется выпуск дополнительных продуктов.


Скорее всего, Mercedes выжил бы без слияния, а Chrysler — нет. Преодоление сильных культурных различий — немецкого авторитаризма и американского творчества — помогло компании удержаться на плаву. Некоторые считают, что понимание Цетше американской компании и культуры помогло снизить напряженность, что позволило компаниям извлечь выгоду из того, что у них есть общего, а не из их различий.


Конечно, злоба, которая существовала всего несколько лет назад, похоже, ослабла. Чтобы DCX выжила и росла, необходимо взаимное доверие и уважение к немецким и американским культурным различиям и методам ведения бизнеса. Без того и другого возобновятся боевые действия, которые могут подорвать то, что многие до сих пор считают хрупкими деловыми отношениями.